L O A D I N G
blog banner

Зачем Святого Христофора на иконах изображают с пёсьей головой?


. История этого образа начинается в монастыре св. пророка Илии города Чернигова. Биография праведного Иоанна Кронштадтского
Православная молитва св.Николаю Чудотворцу об исцелении в болезни. О чтении акафиста святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века. Одним из святых мучеников прославленных христианами прошедших эпох, является мученик Христофор. Облик его узнать проще, чем изображение любого другого святого, т.к.   его  изображают    в чересчур непривычном образе: с собачьей или лошадиной головой. Между тем, в наше время встретить икону с таким его изображением довольно сложно и нынешние православные христиане    слышали о нем не так много. . В православной Руси его особое почитание пришлось на XVI-XVII века. Считалось, что святой Христофор   с давних времен защищал русское население от заразных заболеваний. В это время начала распространятся самая крупная эпидемия чумы
Народ считал страшную болезнь наказанием Божиим за грехи, поэтому и путь к спасению видели в вере и обращении к Богу, в том числе и через святого Христофора.  . Христофор – мученик, который причислен к лику святых как у католиков, так и у православных христиан. Родился святой в третьем веке по Р.Х. на просторах Римской империи. О его происхождении ходит много загадок и легенд. По некоторым сказаниям, Христофор был очень привлекательным молодым человеком, он был красив лицом, имел могучее тело, высокий рост. Своим внешним видом он вызывал большой интерес у противоположного пола.. Но, так как он был очень верующим человеком, то не хотел подвергать искушению себя и других людей. Он стремился жить в чистоте, целомудрии, воздержании и поэтому горячо молился Господу, чтобы Он избавил его от этого, как он считал, недостатка. Бог услышал его прошения и обезобразил его лицо
Отчего и звали его до крещения Репрев, что означает «отверженный, непригодный». . Другая версия гласит, что Репрев (Христофор) был наделен странной внешностью с рождения. Из одних источников следует, что Репрев принадлежал к выходцам из земли хананейской, из других, к племени «псоглавцев» или «кинокефалов» – собакоголовых людей, а человеческую внешность обрёл после крещения. . Проповедь Слова Божия. Репрев, будучи не крещенным, был преданным проповедником Слова Божьего. Из-за этого его ненавидело большинство жителей, т.к. в то время было много язычников. Он строго осуждал тех, кто притеснял    христиан. Однажды, после очередных Богоугодных поучений, его избил Вакх, приближенный императора. Но, ко всеобщему изумлению, Репрев не стал отвечать на его унижения, а со смирением стерпел, как заповедал сам Господь: «не противься злому
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:38). Вскоре о пламенном проповеднике веры Христовой доложили правителю. . В то время в Риме царствовал император Деций Траян – самый жестокий ненавистник христианства из всех бывших правителей. Он вошёл в историю, как первый организатор систематического гонения христиан. Как только он взошёл на трон, его главной задачей стало сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти. Ради этого он приказал главам местных округов применять против христиан любые наказания, муки и угрозы, если те не отрекутся от Христа и не поклонятся языческим богам. Тех, кто отказывался приносить жертвы язычникам и оставался верен своей религии, ждала смертная казнь. . Всё это предстояло испытать и Репреву. Император послал за ним целый батальон из 200 воинов. И опять Репрев не стал сопротивляться, полностью доверившись воле Божьей, и беспрекословно подчинился стражникам. Но даже под конвоем Репреву удалось увеличить число новообращенных. По дороге в столицу произошло несколько чудес: сначала сухая палка, на которую опирался Репрев, у всех на глазах пустила ростки, затем, когда солдаты проголодались, но поняли, что есть им нечего, Репрев, помолившись, умножил хлеба, по примеру самого Господа. . Эти невероятные события ошеломили воинов, и Божья благодать коснулась их. Они тут же, одновременно со святым, приняли святое крещение от епископа Антиохийского   священномученика   Вавилы,   который   позже мученически скончался во время гонений императора Декии. . Смерть  Каллиникии и Акилины
Злостный правитель, с нетерпением ожидал возвращения своих ратников с ценным пленником. Но при виде Христофора, почувствовал страх и упал в обморок. Он испугался его безобразного лица и могучего тела, и понял, что силой не сможет заставить его отречься от Христа. Поэтому он решил с помощью хитрости и соблазнов отвратить его от веры в Господа. В его покоях было много блудниц. . Он приказал привести двоих самых красивых — Каллиникию и Акилину — и повелел им искушать Христофора своим развратным поведением. Он надеялся, что под действием их чар Христофор отречется от Христа и поклонится языческим богам. Но Христофор стал проповедовать женщинам слово Божье и они не смогли отвратить его от истинной веры. Через какое-то время блудницы вернулись к императору и доложили, что не только не соблазнили Христофора, но и сами отказываются служить идолам, и теперь они тоже являются христианками. . Рассвирепевший Деций распорядился доставить к нему Христофора и на его глазах казнить новоявленных исповедниц христианства
Они подверглись жутким издевательствам и умерли мученической смертью  за   веру. Кроме женщин, он подверг казни и всех воинов, отправленных за Христофором, которые были крещены вместе с ним. Они не побоялись гнева Деция и поклонились Христофору в его присутствии.   Деций отдал приказ обезглавить стражников, а  тела предать огню. . После этого он принялся подвергать пыткам самого Христофора. Сначала он приказал поместить его в литую чашу, приковать гвоздями к ней Христофора, чтобы он не смог выбраться и раскалить сосуд на костре. Но Христофор, по своим молитвам и Божьей милости, оставался невредим. Видя такие чудеса, многие из присутствовавших обратились в православие. . Они вынули истязаемого из огненного котла и за это Деций повелел своим палачам придать их казни. Деций продолжать пытать мученика
Привязав тяжелый камень к шее Христофора, он бросил его в глубокую яму. Но тотчас явился ангел Господень и извлек невинного из колодца. Но все эти чудесные спасения не вразумили императора, наоборот, он лишь сильнее свирепел и продолжал с ещё большей яростью пытать и мучить святого. . Наконец, он приказал надеть на него раскаленные доспехи и отсечь ему голову. Со смирением и терпением переносил Христофор все муки и издевательства от Деция, следуя заповеди Христовой: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14-15). Так Христофор скончался мученической смертью приблизительно в 250 году. Но и после своей кончины, он не переставал приводить людей к вере – многие, узнав о его мученической смерти и чудесах во время пыток, изъявили желание креститься во имя Христа. . На иконах образ Христофора представлен с собачьей, а иногда с лошадиной мордой. В основном он изображается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи, в правой  руке находится  четырехконечный   крест. Есть иконы, где он стоит рядом с мученицами Верой, Надежной, Любовию и Софией, со святыми Флором и Лавром. Также раннее изображение показывает, как он убивает дракона вместе с Георгием Победоносцем. Самое первое создание такой иконы приходится на VI век н.э. в Византийской империи. . Но отображения Христофора на иконах и храмовых стенах, также как и его происхождение,   считаются    весьма неоднозначными. Первоначально его лик воспроизводился по римскому обычаю, как Дмитрий   Солунский – красивый молодой человек, с распущенными локонами. В Православии иконографические    иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовали лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представлять на иконах. 
В очертаниях святого Христофора смешаны облик христианского вероучения и следы ереси. Считалось, что наличие звериной головы на иконах святого следует воспринимать символически. Возможно, так описывался его дикий озверелый характер в то время, когда он был язычником. Или же цивилизованные жители греко-римского мира просто привыкли так обрисовывать тех, кто жил за пределами империи, как странных обитателей чужих земель, людоедов, собакоголовых народов. . Но авторы жития святого Христофора не предполагали, что его описание как «собакоголового» будет приниматься буквально. Также некоторые жители того времени специально добивались звероподобной внешности. Остроконечные уши, изуродованные щеки, заточенные клыки вместо зубов наделяли их чертами чудовищ. Своим детям они с младенчества меняли внешний вид черепа, придавали ему вытянутую форму, как у собаки или волка. И все это для того, чтобы приводить врагов в ужас. . Святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого, с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми. . В 1707 году Синодом обсуждалось предписание о недопустимости изображения ликов «противных естеству, истории и истине», в том числе и описание святого псоглавца. Этому обсуждению послужил приказ Петра I придерживаться тех иконописных канонов, которые принял Большой Московский собор в 1667 году. 
В середине XVIII века священнослужители Ростовской епархии, среди которого был митрополит Арсений (Мацеевич, 1697-1772) выступили за очеловечение ликов святого и за появление других  образов   в   традиционной манере. В Синоде изучили ходатайство митрополита, но никаких ограничений на  иконы   Кинокефала не было наложено. Таким образом, всю ответственность за отображение Христофор на иконах   возложили на поместное духовенство.   . Иногда Московская консистория наказывала священнослужителей, которые допускали в храме изображение Христофора в «неестественном» виде. При этом подобные образы продолжали   распространяться в   Московских иконописных лавках. . После запрета в мастерских церковной религиозной живописи пишутся изображения святого Христофора с человеческим лицом в виде воина. На них святой держит распустившуюся палку в память о чуде, вследствие которого к Богу пришёл отряд из 200 воинов-гонителей христиан. . Большинство икон и стенописей было скорректировано
Так, в росписи Ярославского Спасо-Преображенского собора голова святого в виде собаки была затерта, а вместо неё появилось лицо человека. Но следы давнего образа не удалось стереть полностью: на нимбе вырисовывается   очертание   псиного лика. . Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». Наряду с фресками в Спасском монастыре, существует роспись в Свияжском Успенском монастыре.   Сохранившиеся ранние иконы Христофора находятся в Перми, в Череповецком художественном музее и в Ростове Великом. Также можно заметить такую икону в старообрядческих храмах. Часть  старинных икон   святого мученика держится в музеях и галереях России. . В католической церкви распространена несколько иная версия происхождения Христофора
Якобы Репрев (имя до крещения) был могучим великаном и не знал, как во благо применить свою силу. Он долго искал, кому бы он мог послужить, пока однажды он встретил отшельника. Тот показал ему бурную реку, на которой гибло много людей, переправляясь через неё. Если он хочет быть полезным, то может переносить людей через сильное течение вод. Так он стал великаном-перевозчиком. . Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха
1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен. Как-то раз мальчик попросил помочь ему переправиться через речку. Репрев посадил его на плечи и, опираясь на палку, пошёл на другой берег. Вдруг, на самом неспокойном месте реки он почувствовал, что ноша стала необычайно тяжела и он испугался, что они оба утонут. Он спросил у мальчика: «Почему ты такой тяжелый? Я ощущаю на своих плечах тяжесть всего мира». Мальчик ответил ему: «Так и есть».  Выяснилось, что Репрев несет на себе самого Христа, который явился ему в виде мальчика. Репрев крестился от Иисуса и получил имя Христофор, которое понимается как «Несущий Христа». А засохший черенок, который помогал ему переходить через реку, расцвел у него в руках. . Образ силача переносящего через реку на плечах Богомладенца с тростью в руках лег в основу изображения на иконах чудотворца в католичестве. . Учёный Эразм Роттердамский жёстко осуждал поклонение католиков этой загадочной персоне в своих сатирических работах — «Разговор запросто» и «Похвала глупости». Ватиканом ещё в 1969 году из общего католического помянника день празднования святого Христофора был исключен из-за скудных   доказательств реальности его жития. 
Но это не умалило всеобщего обожания у католиков и они по-прежнему 24 июля чтят память  святого   Христофора. Особенно он любим моряками, паромщиками, перевозчиками, т.е. всеми, кто пребывает в пути, популярен среди автомобилистов, является покровителем путешественников. Также он любим в Италии, Испании, Хорватии, Франции. . В православных святцах празднование памяти благочестивого Христофора приходится на 22 мая. . К преподобному Христофору прибегают с молитвами о даровании терпения и смирения при несении своего креста, об укреплении в вере и надежде на милость Божью.   Этот мученик  считается защитником от  козней  диавола, он обладает даром изгонять его из бесноватых. Обращаются к Христофору и с просьбами исцелить разные недомогания, зубную боль и заразные болезни. Моряки считают его своим заступником. . Мученик Христофор ещё один яркий пример смирения, незыблемой веры, ревности по Богу,  терпения и кротости
Он был истинным ярым проповедником Евангелия и за ним последовали тысячи. Будем молиться ему о даровании и нам такой же любви к Богу и друг к другу. . Автор: Ольга Тимашова. О, Преславный мученик Христофор, Божий воин, не убоявшийя гнева мракобесов, чтивший слово Господа и не устрашившийся мук во славу веры. К тебе обращаемся со смирением. Даруй нам, Христофор, сил справляться с трудностями житейскими да недугами, нас терзающими. Дай свою защиту в пути долгом да позволь невредимыми вернуться в дом свой
Избави нас от бесов, добро внутри нас пожирающих. Сохрани Отечество наше в здравии да в религии православной да избави всех раскаявшихся от мучений и гонений. Аминь. У св.Христофора в руке расцвёл сухой черенок, а это значит, что нужно молится Христофору о богатом урожае, о том, чтобы повреждённый засухой или обильным дождём сад-огород не погиб. Помолимся ему и даже на неблагодатной почве вырастет плодоносный сад, а старые семена не подведут и дадут ростки.. У св.Христофора в руке расцвёл сухой черенок, а это значит, что нужно молится Христофору о богатом урожае, о том, чтобы повреждённый засухой или обильным дождём сад-огород не погиб. Помолимся ему и даже на неблагодатной почве вырастет плодоносный сад, а старые семена не подведут и дадут ростки.
Об этом святом я узнал, когда был впервые в Успенском монастыре на острове Свияжск. Там нам показали удивительную фреску человека не то с лошадиной, не то с собачьей головой (фотография есть в сети). Несмотря на полумифические черты его жития и множество неясностей, это все-таки удивительный святой. Всем, кто хочет посетить святыни Татарстана, стоит побывать на острове Свияжск — там много чего интересного, даже помимо этой фрески.. Об этом святом я узнал, когда был впервые в Успенском монастыре на острове Свияжск. Там нам показали удивительную фреску человека не то с лошадиной, не то с собачьей головой (фотография есть в сети). Несмотря на полумифические черты его жития и множество неясностей, это все-таки удивительный святой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *