L O A D I N G
blog banner

Роскошный экспонат в коллекции Ниро Вульфа. Что это?


. Состояниеотпатрулирована. «Тайны Ниро Вульфа» (англ. A Nero Wolfe Mystery) — американский телесериал, основанный на произведениях Рекса Стаута о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине. Представляет собой стилизованную драму, действие которой происходит в Нью-Йорке в начале 1950-х годов. Транслировался каналом A&E в период с апреля 2001 по август 2002 года
Один из первых телесериалов, снятых в формате HD. . Сценарий для большинства серий написала Шэрон Элизабет Дойл при участии Уильяма Рэбкина и Ли Голдберг. Главные роли исполнили Мори Чайкин и Тимоти Хаттон. Характерной особенностью проекта являются актёры второго плана, исполняющие несколько разных ролей, зачастую в одном и том же эпизоде. . Сериал получил высокие оценки за сохранение языка и духа оригинальных историй Стаута, актёрский дуэт Хаттона и Чайкина, а также за джазовую музыку композитора Майкла Смолла
Был номинирован на несколько наград, в том числе на Премию Эдгара Аллана По. В русскоязычном пространстве сериал транслировался телеканалами «ТВС», «Культура» и «100ТВ». . Эксцентричный гений Ниро Вульф живёт в собственном особняке на Западной 35-й улице в Манхэттене, выращивает около 10 000 орхидей и питается самыми изысканными блюдами, которые ему готовит личный шеф-повар Фриц Бреннер. Чтобы поддерживать свой роскошный образ жизни и оплачивать услуги помощников, Вульф раскрывает преступления, непосильные для нью-йоркской полиции в лице инспектора Крамера. С Вульфом работает детектив-острослов Арчи Гудвин, от лица которого ведётся повествование. Гудвин описывает Ниро Вульфа как человека, «который думает, что он величайший детектив мира» и впоследствии добавляет: «Истина бытия, он велик»
. Права на экранизацию историй о Ниро Вульфе независимый продюсер Майкл Джаффе приобрёл ещё в начале своей карьеры. В середине 1970-х годов он работал вместе с отцом адвокатом Генри Джаффе. Права на Ниро Вульфа только появились на рынке и Warner Bros. хотели адаптировать к большому экрану трилогию романов о противостоянии Вульфа и криминального гения Арнольда Зека. Компания обратилась к Генри Джаффе, который в то время вёл переговоры с агентом по имуществу Рекса Стаута, но в итоге права на эти истории перехватила студия Paramount Pictures[1]. В 1981 году подразделение Paramount Television представило на канале NBC 14-серийный телесериал под названием «Ниро Вульф»
. Майклу Джаффе также удалось купить права на несколько романов и повестей Рекса Стаута, но долгое время они оставались нереализованными. Возможность для экранизации представилась продюсеру в 2001 году. «Одной из причин, по которой я никогда не пытался сделать сериал, было неверие в то, что телесеть позволит снять его правильно.» — вспоминал Джаффе — «Но тут появляются A&E и Аллен Сабинсон. Я знаю его много лет. Он поклялся, что позволит мне всё сделать правильно.»[1] Первым плодом сотрудничества Джаффе и Сабинсона стал фильм «Золотые пауки».
Исходный материал для двух сезонов «Тайн Ниро Вульфа» был написан между 1940 и 1966 годом, но для большинства историй это 1950-е годы. Джаффе объяснил такой подход желанием сфокусироваться на одном десятилетии, а не на трёх-четырёх сразу, как это сделала компания Paramount[2]. Исполнитель роли Вульфа Мори Чайкин добавил, что основной акцент картины поставлен на отношения между персонажами, а не на собственно расследование. «Я думаю, что именно это ценится поклонниками Ниро Вульфа.» — сказал актёр — «Если вы сфокусированы на преступлении, я думаю, вы выбрали не тот сериал. Удовольствие, скорее, испытываешь от персонажей с их странностями и от мира, созданного вокруг них.»[3]. Сериалу предшествовал 2-часовой фильм «Золотые пауки» производства Jaffe/Braunstein Films, транслировавшийся A&E в марте 2000 года. Режиссёром картины выступил Билл Дьюк, сценаристом — Пол Монаш, адаптировавший одноимённый роман Рекса Стаута 1953 года
Изначально планировалось, что «Золотые пауки» станут первым фильмом в серии полнометражных постановок о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине[4], однако впоследствии высокий рейтинг и положительные критические оценки побудили A&E задуматься о телесериале[5]. Премьера «Золотых пауков» состоялась 5 марта 2000 года в эфире A&E. Фильм занял четвёртое место в списке наиболее популярных полнометражных картин A&E, его посмотрело около 3,2 миллиона телезрителей[6]. В конечном итоге создатели проекта отказались от ряда 2-часовых картин в пользу еженедельных часовых серий. . «Мы были так рады приёму фильма, что сказали: „Возможно, из этого получится часовое шоу“» — поделился один из руководителей A&E Аллен Сабинсон — «Я не думал, и Мори Чайкин и Тимоти Хаттон не думали, что это будет сериал. Эти люди не снимаются в сериалах
Но они хорошо провели время, и, думаю, они влюбились в своих героев. Видя уровень уважения и ответственности при создании фильма, они были настроены доброжелательно, когда мы подошли и спросили: „Готовы ли вы продолжить съёмки в формате часовых серий?“»[7]. Получив согласие актёрского состава, съёмочная группа приступила к работе в августе 2000 года. Сериал снимался компаниями A+E Networks и Jaffe/Braunstein Films при участии FremantleMedia в Торонто и, частично, Манхэттене[8]. По словам продюсера, на каждый эпизод в среднем было затрачено по 1 миллиону долларов[5]. При этом Jaffe/Braunstein Films стали одними из первых, кто начал использовать технологии HD для телевизионного формата. C помощью опытного оператора Джона Берри весь второй сезон «Тайн Ниро Вульфа» был снят в High-Definition[9]
Дизайнером выступила Линдси Хермер-Бэлл, костюмером — Кристофер Харгадон. Вступительная заставка была нарисована супругой Тимоти Хаттона Ауророй Жискар д’Эстен. Для каждого эпизода был использован уникальный, неповторяющийся визуальный ряд. Свою лепту в создание «Тайн Ниро Вульфа» также внёс шеф-повар Дженис Пун, приготовивший изысканные блюда, которые персонаж Фриц Бреннер подавал Ниро в кадре[10]. . Стоит отметить, что создатели изменили тон проекта на более «яркий и плюшевый», придя к выводу, что «Золотые пауки» был «слишком зловещим» фильмом[11]. «Мы рассказываем о неприятных вещах, но мы удаляем из истории все сентиментальности.» — пояснил исполнитель роли Арчи Тимоти Хаттон — «Люди проходят через неё, как будто опаздывают на поезд
Таков наш стиль.»[11] Ключевое значение создатели уделили разговорам Вульфа и Арчи, которые подчёркивают различия между героями. «Диалоги были взяты непосредственно из [книг] Стаута.» — сообщил Тимоти Хаттон — «Это очень остроумные и элегантные вещи, и их целые страницы.»[10]. Кресло гения-затворника Ниро Вульфа в сериале занял Мори Чайкин, его непочтительного помощника Арчи Гудвина сыграл Тимоти Хаттон. Помимо своей роли на экране, Хаттон также был исполнительным продюсером сериала и лично срежиссировал четыре эпизода. Роль шеф-повара Фрица Бреннера исполнил Колин Фокс. Инспектора Крамера сыграл Билл Смитрович, его помощника сержанта Перли Стеббинса — Р. Д. Рейд. Роли внештатных детективов Сола Пензера, Фрэда Даркина и Орри Кэтера исполнили Конрад Данн, Фульвио Чечере и Трент МакМаллен соответственно
Сол Рабинек, игравший Сола Пензера в «Золотых пауках», в «Тайнах Ниро Вульфа» взял на себя роль репортёра «New York Gazette» Лона Коэна[12]. . Характерной особенностью сериала являются репертуарные актёры. Кэри Матчетт, Дебра Монк, Никки Гуаданьи, Бойд Бэнкс, Джордж Плимптон, Рон Рифкин, Мэриэн Селдес, Фрэнси Свифт, Джеймс Толкан и другие играли в «Тайнах Ниро Вульфа» сразу несколько ролей второго плана. Чтобы усилить отличия стилизованной адаптации книг про «Ниро Вульфа» от прочих ТВ-шоу исполнительный продюсер сериала Майкл Джаффе решил найти актёров, которые бы понимали и вписывались в уникальный подход шоу. «Все остальные ТВ-шоу мучаются с кастингом. — объяснил Джаффе — Но мы этого не делаем. У нас есть двадцать-тридцать людей в нашей репертуарной компании и мы получаем великих актёров, играющих небольшие роли.»[13] Так, Кэри Матчетт в эпизоде «Смерть содержанки» одновременно играет роль подруги Арчи Гудвина Лили Роуэн и певицы Джулии Джакетт, Никки Гуаданьи в серии «Умолкнувший оратор» — роль миссис Крамер и секретарши
. Ли Голдберг, написавшая, совместно с Уильямом Рэбкином, сценарии эпизодов «Бокал шампанского», «Игра в бары», «Банальное убийство» и «Отрава входит в меню», описала процесс адаптации романов таким образом: «Каждый, кто пишет для „Ниро Вульфа“, сотрудничает с Рексом Стаутом. Требованием исполнительных продюсеров Майкла Джаффе и Тимоти Хаттона было „делать книги“, даже если означало нарушение некоторых непреложных правил кинодраматургии. Типичный одночасовой телеспектакль обычно состоит из четырёх действий… Но „Ниро Вульф“ проигнорировал формулу, отказавшись от традиционных мини-клиффхэнгера и внезапного сюжетного поворота, предшествующих рекламной паузе. Вместо этого мы дотошно следовали структуре книги, воспроизводя как можно точнее впечатления от чтения романов Рекса Стаута…»[15]. В предисловии к критическому исследованию романов Стаута «At Wolfe’s Door: The Nero Wolfe Novels of Rex Stout» профессор университета Линкольна Джей Кеннет Ван Доуэр написал следующее: «Спустя четверть века после его [Стаута] смерти, книги о Ниро Вульфе продолжают печататься, а в результате очень популярного телесериала A&E, премьера которого состоялась в 2000 году, их постоянное присутствие, кажется, обеспеченно..
Успех этого сериала в значительной степени обусловлен сценарием, в высшей степени верным романам. Как обнаружил Рэймонд Чандлер, работая над сценарием фильма „Двойная страховка“, эффектные романные диалоги не всегда остаются таковыми на экране. Но сериалу A&E удалось дословно адаптировать как острые перепалки Вульфа и Арчи, так и закадровое изложение истории. За это обязательно следует поблагодарить актёров, и в первую очередь Мори Чайкина и Тимоти Хаттона, но именно Стаут создал язык и персонажей, которые говорят им. Именно он с помощью слов превратил чтение романов в настоящее удовольствие: от голосов, мыслей, места действия и событий. Продюсер Майкл Джаффе понял это и с величайшей тщательностью воссоздал эти удовольствия на экране.»[16]. Своим мнением о «Тайнах Ниро Вульфа» поделился также литературный критик и биограф Терри Тичаут: «Тимоти Хаттон играет Арчи Гудвина, и я не знаю никого, кто сделал бы это лучше
Не успел Хаттон впервые появиться в „Золотых пауках“, как он уже полностью слился с Арчи в моём воображении. Я больше не могу читать романы Стаута, не видя его или не слыша его голос. Однако Арчи мог быть героем любой из эксцентричных комедий; Ниро Вульф гораздо более сложен… Мори Чайкин, несомненно, сам погрузился в романы о Вульфе, ведь он привнёс в свою интерпретацию детальное знание того, что писал Стаут, и неожиданно личное понимание этого. Он играет Вульфа как ужасного гения и эстета, отказавшегося от мира (и от противоположного пола), чтобы защитить себя — от чего? Стаут никогда не отвечал на этот вопрос, дав тем самым Чайкину огромное пространство для манёвров, которое он использовал с завидным мастерством»[17]. . Незадолго до премьерного показа «Тайн Ниро Вульфа» критик New York Magazine Джон Леонард отметил, что «могущественный и таинственный Ниро Вульф Рекса Стаута всегда был естественен для телевидения», возложив большие надежды на новую экранизацию[18]
Диана Холлоуэй из Cox Communications одна из первых отметила «плавную музыку биг-бэндов, сверкающие плавниками автомобили и быстрые, почти музыкальные диалоги»[19]. Джон Левескью в своём обзоре в Seattle Post-Intelligencer написал: «Как и многие другие герои фильмов в стиле нуар 1940-50-х годов, Вульф и Гудвин деятельны сверх меры: громогласны, горделивы и себе на уме»[20]. В целом критик положительно оценил сериал, но отметил некоторую театральность[20]. . Рецензент Los Angeles Times Говард Розенберг описал «Тайны Ниро Вульфа» как «остроумные, привлекательные и красочные еженедельные серии», добавив, что «наибольшее веселье» вызывают «напыщенный Арчи в соломенной шляпе и щегольских чёрно-белых ботинках» и «затворник-аристократ Вульф, загребающий крупные гонорары и при этом почти не выходящий из собственного дома по делу»[21]. Его коллега из The New York Times Джулия Саламон назвала сериал «очаровательным» и отметила актёрскую игру Тимоти Хаттона, сумевшего сохранить «долговязое ребячество» литературного Арчи Гудвина[22].
Алан Джонсон из The Columbus Dispatch заметил, что серии — «стильное действие, сопровождённое неотразимым ретро-джазом» — лучше, чем полнометражный фильм[19]. Автор Pittsburgh Tribune-Review Лаура Урбани в конце своего обзора заявила, что «многие актёры готовы бы были убить, чтобы стать частью такого остроумного и стильного действа»[23]. Обозреватель Associated Press Фрейэр Мур также отметил музыкальное сопровождение сериала — свинг, звучащий «словно ночью в Stork Club»[Комм. 1][24]. . Критик Style Weekly Дон Дэйл в своей рецензии описал саундтрек «Тайн Ниро Вульфа» как «горячий клубный джаз 30-х и 40-х годов» и оценил работу авторов сценария, сумевших «ухватить изысканные тонкости сложных отношений между Вульфом и Гудвином, выраженные в столь любимой ими разговорной игре»[25]. Обозреватель United Press International написал: «Великий актёр-ветеран Мори Чайкин был рождён, чтобы играть Ниро
Тимоти Хаттон в равной степени совершенен в роли его мальчика на побегушках/склочного сотрудника/личного секретаря/доктора Ватсона/капитана Гастингса/кореша, Арчи Гудвина»[8]. . Джон Дойл из Globe and Mail описал второй сезон сериала как «абсолютный восторг». Критик заявил, что «отлично проводит время с лукавыми диалогами, сказочной одеждой и всеобщей глупостью, ведь всё это делается с таким талантом и юмором, что невозможно не очароваться»[19]. Автор Rocky Mountain News Джин Эймол отметил, что «Мори Чайкин совершенен в роли Вульфа, а Тимоти Хаттон идеален в роли Арчи. Каждая деталь сериала совершенна, вплоть до двухцветных ботинок Арчи и жёлтых рубашек Вульфа»[26]. Рецензент Speakeasy Кэри Хендерсон написал, что «Тимоти Хаттон и Мори Чайкин вернули нас в то время, когда телевидение могло быть хорошим»[27]
. Премьера сериала в США и Канаде состоялась в эфире телеканала A&E 22 апреля 2001 года. Второй сезон стартовал 14 апреля 2002 года. Эпизоды транслировались по воскресеньям в 8 часов вечера и повторялись в полночь. Последняя оригинальная трансляция была в воскресенье, 18 августа 2002 года. Повторная трансляция «Тайн Ниро Вульфа» продолжалась вплоть до начала 2003 года, после чего сериал окончательно исчез из эфира A&E[28]. С марта 2004 по май 2006 года сериал показывал родственный A&E канал The Biography Channel, по субботам в 8 часов вечера
. Дебютный сезон «Тайн Ниро Вульфа» в среднем смотрело 1,9 % от общего числа телезрителей[29]. Первые три недели второго сезона также привлекли к экранам твёрдые 1,9 %[30]. Различные передачи A&E в мае 2002 года смотрел лишь 1,1 % всех телезрителей, однако просмотры «Тайн Ниро Вульфа» снизились только до 1,7 %[31]. По итоговым подсчётам, второму сезону сериала внимало в среднем от 1,5 до 2 % телезрителей на территории США и Канады[32]. . DVD-издания сериала в целом содержали объединённые серии продолжительностью почти в два раза дольше оригинальных[37]
Американские и канадские издания, в частности «Nero Wolfe: The Complete Classic Whodunit Series», помимо самого сериала включали полнометражный фильм «Золотые пауки», а также документальный материал о съёмках — «The Making of Nero Wolfe»[38]. Они были подготовлены компанией A+E Networks Home Entertainment. Первое международное издание «Тайн Ниро Вульфа», озаглавленное «Nero Wolfe — Collection One», было выпущено компанией FremantleMedia в августе 2008 года. Вторая часть сборника, «Nero Wolfe — Collection Two», также содержавшая объединённые серии с включением нескольких дополнительных сцен, распространялась компанией Magna Pacific. Последующие три сборника: «A Nero Wolfe Mystery — Serie 1», «A Nero Wolfe Mystery — Serie 2» и «A Nero Wolfe Mystery — Serie 3» содержали серии, адаптированные для просмотра на широком экране. В октябре 2012 года независимая компания Shock Entertainment ограниченным тиражом выпустила полную коллекцию под названием «Nero Wolfe — The Complete Series»[39].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *